Суд не прощает ошибки на дороге

В Северо-Западный правовой центр «Человек и Закон» ежедневно поступают обращения от граждан, ставших участниками или свидетелями ДТП. К сожалению, ни один человек не застрахован от подобных случаев. Дорога – это постоянный риск, и происшествие на ней может в один момент привести к трагедии, превратив водителя в виновника аварии или сделать его пострадавшим по вине другого человека. Председатель Коллегии адвокатов «Регион», являющейся партнером Института проблем предпринимательства, Михаил Федотов рассказал в своей публикации специально для правового центра «Человек и Закон» о том, от чего зависит решение суда о степени виновности того или иного участника ДТП.

Ежегодно в третье воскресенье ноября проводится Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот день, призванный обратить внимание общества на страшные масштабы и последствия аварий во всем мире, был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году.

Риск попасть в ДТП и как одно из возможных последствий — уголовное наказание, как известно, не являются прерогативой профессиональных преступников и иных маргинальных личностей. Дорога всегда была территорией повышенной опасности и остается ей по сию пору.

В прошлом году на территории России погибло более 27 тысяч человек, то есть больше, чем за десять лет войны в Афганистане. Санкт-Петербург и Ленинградская область традиционно попадают в число «антилидеров» среди других регионов России по количеству смертельных ДТП. Самое страшное в этих цифрах то, что количество ДТП ежегодно растет примерно на 0,3%. Риск гибели в нашем регионе почти в 1,5 раза выше, чем в Новгородской области и в 4,6 – чем во всей Финляндии. Только за десять месяцев 2014 года на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области было совершено 10 128 ДТП в которых погибло 915 и было ранено 12 925 человек.

Каждый человек должен ответственно относиться к управлению транспортным средством и к своим действиям на дороге в целом. Но даже безупречное поведение не может гарантировать вам отсутствие инцидентов и связанных с ними проблем. Дорожная обстановка зависит и от других участников движения, будь то пешеходы, велосипедисты, водители автобусов и маршруток, грузовиков и т.д. Дорожная ситуация может также зависеть от состояния дорожного полотна, качества регулирования дорожного движения и иных факторов. По мнению специалистов, количество смертей и травм на дорогах зависит о трех параметров: дорог, машин и водителей, все три надо улучшать, чтобы добиться результата.

Существует федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства. Целью которой является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году.

В 2005 году продекларированная, в очередной раз, борьба за снижение количества ДТП трансформировалось в достаточно последовательную систему мер. Внесены изменения в статьи УК РФ, КоАП РФ, которые ужесточают наказание, особенно если правонарушение было совершено в состоянии опьянения. Пленумом ВС РФ опубликованы постановления о порядке привлечения к уголовной ответственности по статьям УК, исключающие возможность двойного толкования норм закона в пользу неотвратимости наказания. Таким образом, была, прежде всего, усилена уголовная ответственность за совершение ДТП с жертвами, в результате чего изменилась и правоприменительная практика назначения наказания. Если еще в 2011 году по приговору суда в результате совершения ДТП со смертельным исходом виновный зачастую отделывался условным сроком без лишения права управления транспортным средством, то в последние два года суды приговаривают к реальным срокам лишения свободы с обязательным лишением прав.

Это явилось результатом изменения политики руководства страны по отношению к такого рода правонарушениям – ответственность виновных в трагедиях на дороге и их наказание должны быть суровыми и неотвратимыми и не зависящими от статуса виновника.

СМИ, а прежде всего ТВ, могут обеспечить практически любому ДТП с жертвами общественную значимость. Телезрители знают о трагедиях, освещаемых на ТВ:

  • Летом 2013 года в результате столкновения грузовика с автобусом погибли 18 человек, пострадали более 40. По данным РИА Новости, грузовиком управлял 46-летний гражданин Армении Арутюнян, который в течение предшествующего трагедии года 6 раз привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
  • В Подмосковном Троицке 24-летняя жительница Москвы Екатерина Заул совершила ДТП, в котором погибли пять пешеходов. Троицким судом Москвы водитель КамАЗа был признан виновным в ДТП и приговорен к шести годам и девяти месяцам лишения свободы. Также подсудимому назначено наказание в виде одного года исправительных работ и запрещено в течение трех лет после отбытия наказания управлять транспортным средством. Ногинский городской суд приговорил Екатерину Заул к восьми годам лишения свободы, а также лишил ее права управлять автомобилем на три года. Кроме того, суд удовлетворил иски потерпевших, требовавших 3,5 миллиона рублей от осужденной.

И таких приговоров все больше с каждым месяцем.

От чего же зависит решение суда о степени виновности того или иного участника ДТП?

Казалось бы куда проще: от обстоятельств дела, от собранных по делу доказательств. Но ни суд, ни следователь/дознаватель не были на месте происшествия, как минимум в момент его совершения, поэтому им приходится работать и судить по собранным материалам.

Очень многое зависит от схемы ДТП, от показаний очевидцев, результатов специализированных экспертиз, а те в свою очередь – от правильности вопросов, поставленных перед экспертами. Личностные данные обвиняемого и выбранная им позиция являются отдельной и сложнейшей темой и поэтому требуют отдельного обсуждения, поскольку версия «он хороший человек и ни в чем не виноват» не работает.

В моей профессиональной практике было дело: водитель престижной иномарки совершил ДТП, водитель второго автомобиля в результате полученных телесных повреждений после приезда кареты скорой помощи скончался. В этом деле я был представителем потерпевших – родственников погибшего.

С самого начала предварительного расследования виновник ДТП категорически отрицал свою вину, утверждая, что ему создала помеху выбежавшая на дорогу собака, он попытался ее объехать, в результате чего не справился с управлением. Казалось бы, складная версия, но подозреваемый не смог однозначно ответить на вопрос о причине его отказа от прохождения медицинского освидетельствования.

В течение всего производства по делу виновник трагедии регулярно менял защитников и когда дело было передано в суд, он был уже с новым адвокатом. Наряду с адвокатами изменялась и основная версия стороны защиты.

В суде он отказался о данных ранее показаний. Однако суд в очередную версию не поверил, посчитав ее лишь способом избежать наказания. Ущерб, причиненный в результате описанного выше преступления, не был возмещен ни в какой момент времени. Зато на каждое заседание приносились новые комплементарные характеристики, говорящие о заслугах подсудимого, справки из довольно крупной и известной компании, где он работал финансовым директором.

Суд пришел к однозначному выводу в виновности подсудимого и посчитал, что тот не раскаялся в содеянном. В итоге было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет в колонии общего режима, с лишением права управления транспортным средством на 3 года. Также был удовлетворен гражданский иск потерпевших в сумме 2,5 миллиона рублей.

По моему глубокому убеждению, даже при очевидности вины подсудимого приговор мог быть менее суровым для него, если бы не существенные недочеты в защите, ставшие следствием его самонадеянности и надежды на его высокий социальный статус, а возможно и отсутствия достаточного опыта в подобного рода делах у его адвокатов.

Вот главное, по моему мнению, что необходимо знать каждому водителю:

  • Это может случиться с каждым. Риск ДТП зависит, но не исчезает абсолютно от стажа и мастерства участника движения.
  • Судебная практика идет по пути ужесточения ответственности виновных в совершении ДТП с тяжкими последствиями.
  • Ваша судьба, в том числе, зависит от качества защиты.

Доверяйте опытным профессионалам. Удачи на дорогах!

Share/Save